◉ Онлайн-школа Альберта Шатрова

Делу время, потехе час: почему мы бросаем дела на полпути

Когда человек начинает делать какое-то дело, но не может довести его до финала, это часто связывают с такими явлениями как выгорание, отсутствие мотивации, неправильная организация процесса, а в качестве решения проблемы предлагаются подходы из обоймы тайм-менеджмента или мотивации: "разделать слона на бифштексы", правильно поставить цель, собрать волю в кулак, войти в ресурсное состояние и прочие подобные.
Делу время, потехе час: почему мы бросаем дела на полпути
* Текст моей статьи для бизнес-сайта Wayxar.wall

Данные подходы бывает спасают ситуацию, но чаще всего все-таки нет, когда порой человек просто не находит сил и желания, чтобы эти техники применит. Там же, где подобные подходы вроде как помогают, они всего лишь выступают в роли костылей, способствующих тому, чтобы человек переступил через себя.

На самом деле, данная проблема - когда вы начинаете какое-то дело, но не может его завершить - носит глубинный внутренний характер и решить ее можно только с помощью таких же глубинных психотерапевтических подходов.

Как это обычно выглядит, если посмотреть со стороны? У вас есть цель, задача, проект. Вы четко понимает, как достичь результата, какие шаги нужно последовательно выполнить, какое вознаграждение вы получите в конце пути. То есть, казалось бы, все продумано, просто бери и делай. Тем более, что на старте вы всегда фонтанируете энергией, а ваша мотивация - просто зашкаливает. Вам, кажется, что сейчас вы не просто цели достигните, но по дороге еще и пару лишних гор свернете.

Однако где-то на полпути вдруг ни с того ни с сего происходит перегорание. Мотивация и силы словно утекают в песок, руки опускаются, происходит расфокусировка внимания. Вы теперь постоянно отвлекаетесь на какие-то мелкие и неважные дела: зависаете в соцсетях, залипаете в телефоне, о чем-то мечтаете, гоняете то чаю попить, то мусор вынести и т.д. и т.п. И вроде постоянно чем-то заняты, но в то же время ничего в итоге не делаете - работа разве что имитируется.

В чем же причина впадения в подобный ступор? Объяснение простое. Причина корнями уходит в ваше раннее детство, когда данный "алгоритм недоделывания дел", завязанный на конфликт между вашим "хочу" и чьим-то "надо", прописался и глубоко укоренился в вашей психике. Происходит подобное обычно в процессе взаимодействия между вами, ребенком, и вашими родителями (шире взрослым миром).

Вот простой пример, как это могло быть:

Вы, будучи ребенком, заняты каким-то важным для вас делом, которым, что важно отметить, вам заниматься нравится и которым вы занимаетесь с подлинным удовольствием: играете в солдатиков или в куклы, рисуете или раскрашиваете картинки, гуляет с друзьями на улице и т.д. Вы делает все это через ваше естественное "хочу". То есть для вас "важно" равно "хочу". У вас есть свои возрастные желания и цели - и вы занимаетесь ими, преисполненные своей детской энергией и мотивацией.

Но тут на половине вашего занятия приходит кто-то из взрослых (чаще это связано с именно родителями) и говорит, что хватит, мол, заниматься ерундой, "делу время, потехе час", займись-ка делами поважней: уроками, уборкой в комнате или чем-то подобным. Вам, само собой, заниматься этим не хочется, но под прессингом родителя вы тем не менее вынуждены начать это делать, как говорится, "через не хочу". Тем самым со стороны взрослого мира вам навязывается модель, что "правильно" и "важно" - это когда "надо". Причем надо не вам, а кому-то со стороны: вашим родителям, учителям, социуму и т.д.

Не доиграв в свою игру, т.е. не завершив начатый вами процесс, вы вынуждены приступить, например, к урокам. При этом желания делать их нет, и вы всеми силами пытаетесь их саботировать, прикрывая свой саботаж имитацией, что вроде как вы их делаете. Пока родители наблюдают за вами, вы всем своим видом показываете, что что-то пишете в тетрадке или читаете в учебнике. Но как только контроль ослабевает, тут же переключаетесь на каляки-маляки на задней странице тетрадки.

То есть со стороны создается впечатление, что вы заняты делом, а на самом деле - занимаетесь какой-то ерундой.

Улавливаете ту же алгоритмическую последовательность, что и во время достижения целей, но уже во взрослой жизни?

Сначала вы занялись выполнением работы на мотивации и за счет "хочу", но совсем скоро приходит ступор и включается "внутренний саботаж". Если что-то и делается, то через "надо", а в целом одна сплошная имитация работы.

Именно через подобные психотравмирующие ситуации, которые в жизни ребенка могут происходить неоднократно, "алгоритм недоделывания дел" и прокладывает колею в психике человека. А уже во взрослой жизни этот процесс - конфликт между Внутренним Родителем и Внутренним Ребенком - запускается бессознательно, как только человек решит приступить к осуществлению своих намерений и целей.

Начали дело, которым заниматься хочется и на которое есть энергия и мотивация. На половине пути уже поджидает Внутренний Родитель и ай-яй-яй, нельзя, не положено, "делу время, потехе час". Рубильник переключается с позиции "хочу" на позицию "надо". И вот уже Внутренний Ребенок устраивает "внутренний саботаж" и включает имитацию занятости.

Продавливать подобный процесс мотивацией и силой воли себе дороже. Если и победите себя, то это будет "пиррова победа", а еще может откатить. А алгоритм отката в психологии - "шаг вперед, два шага назад", так можно и в состояние "выученной беспомощности" себя загнать.

Как же этот негативный процесс прекратить? Решение проблемы лежит исключительно в психотерапевтической плоскости. Вот как выглядит техника, с помощью которой "алгоритм недоделывания дел" можно трансформировать в "алгоритм успешного доделывания любых дел", когда все свои дела вы будете доводить до конца и делать это с удовольствием, не растрачивая энергию и мотивацию, а, наоборот, еще больше ими заряжаясь.

◉ Находите подобное описанному выше проблемное воспоминания (или их n-ое количество) у себя. Желательно из наиболее раннего детства.

◉ Продумываете альтернативный "жизненный сценарий", как бы вам хотелось, чтобы эта детская ситуация произошла. Например, родитель, с уважением отнесясь к вашим желаниям, сначала позволяет вам закончить вашу игру, и лишь потом предлагает вам заняться уроками, при этом еще и помогает вам их сделать.

◉ Далее входите в трансовое (медитативное) состояние. И от первого лица, - чтобы включить в работу не только образы, но и, что намного важней, ощущения, - проживаете детскую ситуацию, но по новому сценарию.

◉ Закрепляете новый "жизненный сценарий" сильным сверхресурсным состоянием, накачивая себя и напитываясь любовью, приятием и поддержкой со стороны родителя и максимально это состояние внутри себя усиливая.

Первый раз данную практику лучше делать со специалистом или пройдя специальный курс, после чего - при желании - можно заниматься и самотерапией, излечивая свои детские травмы, мешающие жить во взрослой жизни.

При подобном подходе проблема с недоделыванием дел через какое-то время уйдет насовсем, а мотивация и энергия теперь будут сопровождать вас во всех ваших делах до самой финишной черты.


◉ См. также мою статью по теме "Код мотивации: Взломай и действуй!"
◉ Комментарии по теме статьи можно оставить в первоисточнике по ссылке здесь!