Теперь давайте посмотрим, какие есть методы борьбы с "ушными червями" и насколько они эффективны. Потом поделюсь своим методом и объясню, почему он работает.
Один из методов противодействия "ушному червю" - как это ни странно звучит - жевательная резинка. Считается, что возникающие в голове непроизвольные музыкальные образы сопровождаются мысленным проговариванием текста песни. Жевание резинки мешает такому проговариванию, и мысленное повторение мелодий снижается.
У данного подхода слишком много слабых сторон. Срабатывает не сразу и не в ста процентах случаев. Не работает, когда прилипает именно музыка, а не песня. Убирает текстовое проговаривание, но часто оставляет саму мелодию. Ну, и вопрос: всегда ли вы носите с собой жвачку? Настолько ли часто беспокоит вас синдром, чтобы постоянно держать жевательную резинку под рукой?
Другой метод: когда мелодия или песня не выходит из головы, мысленно убавить громкость. То есть представить, что песня звучит все тише и тише, как вариант, сопроводить это визуализацией, что крутите в сторону убавления регулятор громкости как на радио или магнитофоне.
Данный подход универсальней предыдущего. Однако требует обучения этому навыку, что, опять же, ставит вопрос: так ли часто беспокоит вас "ушной червь", чтобы этому учиться? Кроме того, как показывает опыт, срабатывает не всегда и не у всех и может приводить к рецидивам. Да и кто знает, сколько утюгов у вас в голове, которые могут крутить "заевшую пластинку". Один убавили, другой - продолжает петь.
Следующий метод подразумевает, что избавиться от навязчивой песни можно, заразив ею кого-нибудь другого. Помните, как с икотой: "Икота, икота перейди с меня на Федота, с Федота на Якова, а с Якова на всякого". У американского писателя Марка Твена есть даже рассказ 1876-го года
"Режьте, братцы, режьте!", где от "мозгового червя" (в рассказе это звучный стих) можно избавиться только путем передачи его другому лицу.
Сразу возникает вопрос, насколько этот метод применим? Например, "ушной червь" настиг вас в общественном месте. Станете ли вы воспроизводить мелодию или песню вслух, чтобы скинуть ее на кого-то другого? Или постесняетесь? Сможете ли узнаваемо воспроизвести мелодию, если отсутствует музыкальный слух?
Насколько он экологичен? Не отвесит ли вам близкий человек проклятий, если заразите его навязчивой мелодией? Кто сказал, что он снова не заразит вас ею в ответ? Да и вообще этот метод скорее приведет к образованию хора, нежели к избавлению от проблемы.
Итак, мы видим, что по перечисленным выше методам больше вопросов, чем их решений. Теперь давайте разберем простой и универсальный подход, который не требует каких-либо усилий и точно поможет.
То, что навязчивая мелодия или песня назойливо, словно заевшая пластинка, звучит в голове, объясняется просто. Обычно мы напеваем не всю песенку, а только какую-то ее структурную часть: куплет, припев или просто несколько строк. В среднем длина фрагмента оценивается в 15-30 секунд.
Подобное действо называется "незавершенным гештальтом". А поскольку наша психика предпочитает целостные конструкции, то любая незавершенность ведет к повторам, пока гештальт не закроется.
Например, если у вас в жизни повторяются одни и те же проблемы, это значит, что когда-то в детстве у вас был психотравмирующий опыт, из которого вы не смогли сделать правильные выводы, и теперь постоянно наступаете на те же грабли.
Если вам в чашку, например, в гостях, налили чая или кофе чуть меньше привычной для вас "ватерлинии", то у вас внутри начинает зудеть, что вы не напьетесь. И вы просите долить еще чуток жидкости, пока ее уровень в чашке не будет соответствовать завершенности гештальта у вас в голове.
Если вы смотрите по ТВ сериал со сквозным сюжетом и сегодня вынуждены пропустить очередную серию, то у вас внутри возникнет когнитивное напряжение, что завтра, когда будете смотреть новую серию, вы ничего там не поймете, так как сюжетная нить будет утеряна. Скорее всего, вы приложите все усилия, чтобы узнать содержание пропущенной серии, либо скачаете или посмотрите ее в интернете.
В случае с навязчивой песней или мелодией все то же самое. Есть фрагмент незавершенного целого. И мозг, запустив "заевшую пластинку", словно бьется головой об стену, пытаясь ее пробить и найти дорогу туда, где получит целое.
Чтобы песенка отлипла обычно рекомендуют исполнить ее от начала и до конца, либо просто пропеть последние строки. Это действительно помогает, поскольку гештальт в этом случае закрывается. Есть только одна незадача: мы не всегда помним песню больше того фрагмента, что напеваем, а, чтобы подсмотреть ее последние строки, не всегда под рукой есть интернет.
Делюсь более крутой авторской фишкой, что в таком случае делать. Если читали в детстве сказки или смотрели передачу "В гостях у сказки", то должны помнить присказку, которой обычно повествование завершается: "Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!"
В нашем случае используем перифраз: "Вот и песенке конец, а кто слушал молодец!" Либо просто "Вот и песенке конец!". Если слышите в голове не песню, а просто мелодию без слов, то заменяете слово "песенка" на "музыку" - "Вот и музыке конец, а кто слушал молодец!" Пробуйте, работает как часы.
Отличный пример "ушного червя" (earworm) в ролике ниже 👇