Оказывается, связь между страхом публичных выступлений (страх сцены, страх камеры, пейрафобия, глоссофобия, боязнь сцены и т.д.) и страхом высоты (акрофобия) есть и очень даже прямая. Но начнем издалека, с косвенного.
Так учеными было установлено, что во время публичных выступлений у многих людей выделяется такое же количество адреналина, как и при прыжках с парашютом. Добавлю от себя, почему у многих, а не у всех, - потому что это касается именно тех, кто испытывает страх перед выступлением на публику. А страдают этим пусть и многие, но не все.
Итак, страх публичных выступлений и страх прыжка или падения с большой высоты сравнимы по количеству энергии, выделяемой на преодоление этих страхов. И это, на самом деле, неспроста.
У двух этих страхов - страха публичных выступлений и страха высоты - разная основа, но общая для обоих конструкция. В основе вообще всех наших страхов лежат три базовых инстинкта, унаследованных нами в процессе эволюции от животного мира:
◉ инстинкт выживания (страх погибнуть, умереть от голода и холода, страх падения с высоты, страх опасных животных и т.д.),
◉ инстинкт размножения (страх одиночества, страх не выйти замуж, страх неудачи при знакомстве, страх измены и т.д.),
◉ инстинкт доминирования (страх успеха или неуспеха, страх опозориться, страх ошибиться, страх продаж и т.д.).
В основе страха высоты лежит инстинкт выживания. Падение с высоты может грозить гибелью, поэтому у нас есть защитная система в лице страха высоты, которая и предохраняет от этой опасности.
В основе же страха публичных выступлений - по сути, страха опозориться в глазах окружающих - лежит инстинкт доминирования. Если я опозорюсь на людях, то буду выглядеть как более "низкоранговая особь", на меня перестанут обращать внимание особи противоположного пола, я не смогу претендовать на лучший кусок еды - примерно так это выглядит с позиции этого инстинкта.
Теперь давайте посмотрим, что собой представляет иерархическая структура у социальных животных и, в частности, у обезьян, от которых мы произошли. Метафорически это своего рода пирамида, где наверху, например, в патриархальной модели, доминирующий самец, окруженный приближенными самками, и дальше идут ранги на понижение. Самые сильные, активные, агрессивные, хитрые, наглые, читай, самые выдающиеся - наверху. Самые слабые, неповоротливые, мягкотелые, читай, лузеры - внизу.
Обратите внимание, что используя метафору пирамиды и говоря о более высоких и более низких рангах, мы уже непроизвольно оперируем понятиями высоты. И это не случайно. У обезьян, как животных, изначально обитавших на деревьях, это имеет важно значение. Вожак всегда должен быть выше других не только в образном смысле, но и в прямом. Наиболее высокая позиция на ветвях или на возвышенности, где он восседает, позволяет ему обозревать то, что происходит в стаде и вокруг. Это дает возможность контролировать взаимоотношения внутри сообщества и предвидеть опасности. Как говорится, "высоко сижу, далеко гляжу".
Если вы бывали в тропических странах, в местах, где можно покормить живущих в естественных условиях обезьян, то вполне могли видеть такое. Самый здоровый и сильный самец сидит где-то повыше и спокойно наблюдает за происходящим. А уровнем ниже принимают вкусные подарки от туристов все прочие особи стада.
Выглядит доминирующий самец так, что к нему страшно приблизиться, да и не стоит этого делать, может наброситься и укусить, потому что мы, люди, для этих обезьян, - самые низкоранговые особи. Знаете почему? Потому что отдаем им еду. У обезьян в стадах сначала получают доступ к еде особи более высоких рангов, а уже потом все остальные. И если вы добровольно отдаете еду, то вы - последний лузер.
По этой же причине обезьяны стараются залезть вам на плечи и голову. Им важно быть выше вас, доминировать над вами. Люди обычно всего этого не знают и не понимают, если специально не интересуются приматологией (научной дисциплиной, изучающей приматов) или этологией (наукой о поведении животных). Поэтому нам все это кажется чем-то прикольным и развлекательным.